«Война и мир», Л.Н. Толстой
Если попросить людей признаться честно, окажется, что мало кто, в принципе, прочитал во время учебы все четыре тома бессмертного произведения Льва Николаевича Толстого. Великолепное эпическое полотно, раскрывающее самые разные аспекты человеческой жизни, — одно из самых тяжелых испытаний для школьников. И дело тут не только в объеме текста. В юности читатели могут сопереживать Наташе Ростовой, восхищаться Болконским, но оценить нюансы их характеров и точность заложенных в произведение мыслей в это время не получается просто из-за отсутствия необходимого опыта и знаний. Во взрослом же возрасте можно сопоставить события, оценить остроумие и философию Толстого и, как итог, наконец-то получить истинное удовольствие от произведения. Ведь не зря именно «Войну и мир» среди всех произведений русской литературы за рубежом обожают больше всего.
«Котлован», А.П. Платонов
Платонов — один из самых мрачных писателей школьного списка литературы. Кажется, единственное, что он может сделать с читателями в юности, — это вогнать их в беспросветную, черную тоску. Произведения Платонова сложно читать как с точки зрения языка, так и в моральном плане, и для подростков они часто оказываются настоящим испытанием.
Взрослой публике этот писатель не кажется менее мрачным, но за безысходностью в «Котловане» и других его книгах можно найти до ужаса правдоподобное, точное отображение эпохи, жизни людей и особую, мрачную философию. В этом есть своя изюминка, особенно если вам нравится история.
«Отцы и дети», И.С. Тургенев
Знаменитое произведение Тургенева, как правило, нравится школьникам — и тем интереснее будет перечитать его во взрослом возрасте. Спустя годы книга открывается с совершенно иной стороны. Если в юности все восхищаются нигилизмом и твердыми убеждениями Базарова, страдают из-за несовершенства окружающего его мира и плачут над трагической гибелью, то после 25 лет читатели начинают обращать внимание на излишний максимализм главного героя, тогда как мнения его оппонентов уже не кажутся такими устарелыми и скучными.
«Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков
Наверное, нет в школьной программе произведения, в которое влюблялись бы так часто, как в «Мастера и Маргариту». В юности подавляющее большинство ребят называет его своим любимым произведением, многие девушки мечтают стать новыми Маргаритами, а юноши — достичь уровня Мастера. При этом мало кто в этот период способен в полной мере оценить сложность и многоплановость произведения Булгакова, а потому при перечитывании может выясниться, что самое интересное там — это не появление Воланда в Москве, не полеты на метлах и даже не история любви главных героев.
«Обломов», И.А. Гончаров
Как правило, большинству школьников было так же «лениво» читать историю Обломова, как ему самому — подниматься с постели, заниматься делами и устраивать личную жизнь. Однако если перечитать роман во взрослом возрасте, выяснится, что это не нравоучительная история о «плохом» Обломове и «хорошем» Штольце, как часто кажется в школе, а остроумное, пронизанное иронией произведение, в котором все герои поданы ярко, интересно и с толикой мягкой насмешки. К тому же «Обломов» может стать отличной мотивацией: как только начинаешь ощущать с ним родство, тут же просыпается жажда деятельности и желание от чувства этого отбиться.
«Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов
Несмотря на горькую иронию, которую Лермонтов вкладывал в название своего романа, Печорин действительно был и остается героем многих поколений школьников, влюбленных в образ харизматичного «плохого парня», одного из немногих в русской литературе. С возрастом появляется возможность иначе оценить этот образ, под другим углом посмотреть на поступки героя и на произведение в целом: не только вздохнуть о трагической судьбе обреченного на непонимание Печорина, но и увидеть тонкий психологизм, с которым описывал своих персонажей Лермонтов, сам еще совсем юный.
И.А. Бунин, рассказы
Произведения Бунина — еще одна вещь, которую сложно должным образом оценить в школе. Самые наивные, вслед за чопорными преподавательницами, воспринимали его рассказы исключительно как романтические произведения о чистой любви, другие же стеснительно хихикали, когда приходилось обсуждать их на уроках литературы. Набравшись жизненного опыта, можно не только яснее понять, о чем именно писал Бунин, но и лучше и глубже прочувствовать как все грани взаимоотношений героев, так и легкую горечь и тоску по ушедшему и несбывшемуся, которые пронизывают многие произведения писателя.
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин
Кажется, уж это произведение прочнее всего вошло в нашу жизнь. Его следы невероятно часто можно обнаружить в окружающем информационном пространстве, как за счет крылатых выражений, так и за счет классических образов и классического конфликта. Однако у большинства впечатление о «Евгении Онегине» складывается под влиянием восторженных рассказов учительницы и трагических размышлениий о том, почему же Татьяна не могла остаться с Евгением. Только перечитав знаменитый роман позже, можно оценить всю его ироничность и легкость. Пушкин посмеивается над всеми своими персонажами, не забывая и главных героев, и пишет в реальности совсем не трагедию.
«Доктор Живаго», Б.Л. Пастернак
Если «Войну и мир» тяжело читать в первую очередь из-за ее объема, то «Доктор Живаго» труден за счет содержания: это масштабный роман со множеством героев и сюжетных линий, повествующий о непростом периоде российской истории. Пытаться осилить такое объемное во всех смыслах произведение в рамках школьной программы — практически безнадежная затея. Зато потом, уже обладая достаточным опытом, а также временем и желанием, можно открыть для себя один из лучших и важнейших романов русской литературы.
«Преступление и наказание», Ф.М. Достоевский
Многим подросткам и в школьные годы нравится Достоевский, с его мрачной философией, страдающими героями и вечно хмурым Петербургом. При повторном прочтении помимо ощущения безысходности и достаточно интересного, особенно для школьной программы, детективного сюжета в «Преступлении и наказании» можно найти гораздо более сложную и многогранную, чем кажется в юности, философию, сложные характеры и тонкий психологизм.
Обсуждение материала
Оставить комментарий