Мой город — Архангельск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 
Реклама

Школа+++

Что такое дополнительное образование? Нужно ли оно вообще, что и как оно дополняет — и можно ли без него обойтись?
15 ноября 2024

Каковы функции дополнительного образования и какова его польза? Почему дополнительное образование "ошколивается" — и хорошо ли это? Какие направления дополнительного образования сегодня существуют? Кто и как сегодня может позволить себе дополнительное образование? Эти темы обсуждали учителя, родители и эксперты в проекте «ШКОЛАнутые», а школьники наблюдали за дискуссией и делились своим мнением.

 

 

Основная функция дополнительного образования — расширять и дополнять основное школьное

Под дополнительными занятиями понимаются занятия творческого характера, спортивные занятия и многие другие направления. Дополнительные занятия обычно охватывают весь спектр интересов детей, выходящих за пределы школьных знаний, носят систематических характер и помогают детям всесторонне развиваться и находить свои интересы и таланты.

В нашей стране еще в середине 19 века появились систематические внешкольные занятия или внешкольная работа — для детей это были в основном воскресные школы при храмах и различные клубы по интересам. После революции 1917 года внешкольная работа с детьми перебралась в различные дома пионеров и школьников, ориентированные на массовую просветительскую работу с детьми школьного возраста, стали появляться привычные нам кружки. Ну а термин «дополнительное образование» оформился уже после 1992 года и закрепился в Законе РФ «Об образовании».

«Ошколивание» дополнительного образования и почему это не очень хорошо.

В последнее время наблюдается тенденция "ошколивания" дополнительного образования. Что это значит? Кружки и секции стали все больше открываться в школах. С одной стороны — это достаточно удобно, не нужно никуда водить ребенка, основное и дополнительное образование он получает в одном месте. Но часто в школах подменяют понятие дополнительного образования просто дополнительными занятиями по школьным предметам. Безусловно, это может быть полезно, но тогда давайте не будем называть это дополнительным образованием. Также и репетиторство по основным школьным предметам сложно отнести к развивающей функции кружков.

Поэтому если есть такая возможность, лучше посещать специализированные учреждения дополнительного образования.

ИЗОБРАЖЕНИЕ

Екатерина Величкина, мама троих детей, Наталья Симоненко, руководитель кружков, конкурсов и олимпиад и Наталия Агре, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения России с ведущим Евгением Сжёновым в проекте «ШКОЛАнутые».

 

Какие направленности дополнительного образования сейчас существуют:

  1. Художественная направленность — это занятия вокалом, театральным искусством, хореографией, декоративно-прикладным искусством и многое-многое другое. Причем к этому направлению относят также программы профессионального развития в специализированных учреждениях.

  2. Физкультурно-спортивная направленность — занятия по общефизической подготовке, спортивные секции по различным видам спорта, включая занятия на серьезном уровне.

  3. Социально-гуманитарная направленность — это про волонтерство, предпринимательство, лидерство, журналистику, блогерство, сказковедение, страноведение, риторика, занимательные цифры, школы раннего развития и т.п.

  4. Естественнонаучная направленность включает в себя занятия по метеорологи, агротехнологии, сельскому хозяйству, экологии, здравоохранению и медицине.

  5. Техническая направленность — про судомоделирование, автомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование и многое другое моделирование.

  6. Туристско-краеведческая направленность — это образовательный туризм (пеший, горный, водный, велотуризм), краеведение, альпинизм, музееведение, экскурсоведение, ориентирование и т.д.

Ответ на вопрос "Кто и как может позволить себе дополнительное образование?" заключается в ряде проблемных областей:

  • сложности логистического характера: действительно, возможность возить детей в разные места для разных занятий доступно не всем родителям. А в школе не всегда можно получить качественное дополнительное образование.

  • высокая стоимость занятий: многие интересные направления могут быть стоить очень дорого, и не всегда доступны среднестатистической семье.

  • дисбаланс в предложении на рынке дополнительного образования: отдельные направленности лучше развиты, в большей степени соответствуют интересам современных детей и пользуются большим спросом.

Провели опрос среди учителей, родителей и школьников и вот какие результаты получили:

ИЗОБРАЖЕНИЕ

346 респондентов, 14-65 лет, вся Россия

Данные были собраны путём опроса людей, непосредственно связанных со школьным образованием: учителей, школьников, выпускников, а также родителей школьников и выпускников

 

Какая польза в дополнительном образовании?

Так может, и не вовлекаться в эти занятия? Раз они совсем не обязательные? Что говорят исследователи о детях, которые вовлечены в дополнительное образование? Нет четких и ясных доказательств, но существуют различные гипотезы, что у детей, которые посещают кружки по интересам лучше получается учиться по основным предметам, они более дисциплинированны и более мотивированы на учебу. Совершенно точно можно сказать, что занятия в системе дополнительного образования помогают семьям более эффективно структурировать свободное время ребенка, снижают риски увлечения нежелательными видами деятельности и учат ребенка ценить свое время и более эффективно планировать свою жизнь.

15 ноября 2024

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты