Мой город — Архангельск
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Выбор программы: Дизайн среды в БИЭПП

«Мы — необходимые обществу люди, поскольку украшаем жизнь во всех ее проявлениях. Среда, она повсюду», — уверена будущий дизайнер среды Анастасия Серебренникова. Однажды прогулка в парк с маминым этюдником изменила ее жизнь и определила профессию.
Елена Климашевская
журналист
18 февраля 2015

Все лето рисовала как одержимая

Настя, давай не будем ходить вокруг да около. Объясни сразу, зачем нужны в нашей жизни дизайнеры среды? Название профессии звучит интригующе, но суть ее как-то не очень ясна.
 

Мы — необходимые обществу люди, поскольку украшаем жизнь во всех ее проявлениях. Среда, она повсюду. Это то, что нас окружает: скамейки, фонари, клумбы, остановки, фонтаны. И мы хотим придумать и спроектировать эти предметы таким образом, чтобы они радовали глаз, были удобны в использовании и малобюджетны в исполнении. Но строительство и облагораживание зон отдыха и работы — лишь одна из граней профессии. Дизайнеры среды могут пробовать себя во многих художественных специальностях, например работать архитекторами ‒ строить здания, быть графиками и художниками — оформлять книги и витрины.

 
Любая творческая профессия связана с умением видеть прекрасное в обычной жизни. Например, для кого-то сломанные зонты, брошенные в урну, — унылая картинка, для тебя — повод для эффектной фотографии. Ты с детства обладала ярким художественным даром?
 

До четырнадцати лет все свои творческие способности я реализовывала в музыке. Училась в музыкальной школе, пела в хоре радио и телевидения, кстати, вместе с ним объездила почти всю Европу. Все изменил случай. Моя одноклассница, которая училась в художественной школе, пригласила меня на одно из своих практических занятий. Я решила пойти с ней за компанию, достала из шкафа мамин этюдник, и с группой молодых художников мы отправились в парк. Помню, что сразу начала рисовать здания. Увидев мои наброски, преподаватель была очень удивлена и сказала, что такие способности надо развивать. Чем я и занялась летом, на даче. Как одержимая рисовала все подряд: церкви, поля, цветы. Причем сразу, минуя акварель, взялась за темперу. Позже летние работы помогли мне поступить в художественную школу.

 
Сдается мне, что в мамином шкафу этюдник оказался не случайно. Очевидно, творческие способности перешли к тебе по наследству, а кисть не просто так ожила в руке...
 

В нашей семье творческое мышление проявилось в самых разных профессиях. Как рассказывали, мой прадед был местным Кулибиным, токарем-кудесником, который на своем станке делал потрясающие вещи, дед прославился как знаменитый электронщик, на его счету — десятки изобретений в области локации. Родители — архитекторы. Мама, Светлана Гераскина, закончила инженерно-строительный институт и сейчас работает в крупной коммерческой компании главным архитектором проекта. Она автор десятка петербургских зданий, в том числе и в историческом центре города. Но ни ей, никому другому из нашей семьи в голову не приходило, что я со своим идеальным слухом и чистым сопрано брошу музыку и займусь рисованием.

Часами простаивала у картины Ренуара

 

Да, прогулка в парк с маминым этюдником перевернула всю жизнь. Ступенька за ступенькой ты начала постигать искусство живописи. Художественная школа, занятия с преподавателем по рисунку, год учебы в лицее при Мухинском училище, и, наконец, был сделан реальный шаг к профессии...
 

С папкой моих работ мы с мамой ездили по городу и выбирали художественный техникум. Остановились на Гуманитарном колледже Балтийского института экологии, политики и права, по окончании которого я получала специальность преподавателя рисунка и живописи. Оказавшись в колледже, я почти сразу поняла, что нашла свое место. Учиться мне нравилось: я рисовала в свое удовольствие и осваивала смежные с живописью предметы. Интересно, что занятия проходили не только в учебных аудиториях. В стенах Эрмитажа, Русского музея мы изучали манеру письма великих мастеров. Помню, как часами простаивала у картины Ренуара «Девушка с веером»: разглядывала очарование лица красавицы, изучала перекличку цветовых сочетаний. Копия этого полотна, которую я сделала на третьем курсе, стала одной из лучших моих работ.

 
Я видела ее — впечатляет. Это надо же — точь-в-точь повторить самого Ренуара! Но ты не только мастер копий, но и автор многих ярких работ. К окончанию колледжа ты приобрела солидный багаж знаний, почему не стала работать по специальности?
 

В колледже мы проходили практику в художественной школе, и я поняла, что преподавание — это пока не мое. Рано учить других, когда хочется развиваться самой в художественном направлении, дальше получать образование. Кстати, именно так поступили почти все мои однокурсники. Кто пошел в Академию художеств, кто в институт культуры, кто в Мухинское училище, кто в институт Герцена. Некоторые ребята решили стать реставраторами иконописи, так как сегодня это одна из самых востребованных художественных профессий. Особенно в Петербурге, с его потрясающими памятниками архитектуры, с огромным количеством храмов. Всегда есть потребность как в новых, так и хорошо отреставрированных старых иконах. Но я понимаю: это не мой путь. Одно дело — повторять, пусть даже за великими, другое — делать что-то свое..

Хочу создать свою дизайн-студию

 

Чтобы сказать свое новое слово, ты решила получить специальность дизайнера среды и поступила в Балтийский институт экологии, политики и права. Расскажи, как проходит учеба? Лекции не прогуливаешь?
 

У нас это не получится, поскольку в институте балльная система обучения. Посещение — балл. Не наберешь нужное количество, тебя не допустят до экзаменов. Но это не мой случай, поскольку я пришла в институт за знаниями, а не для того, чтобы весело проводить время с друзьями. На факультете дизайна, где я учусь, мы изучаем все предметы художественных вузов, такие как история искусств, история архитектуры, живопись, цветоведение, композиция, английский язык, начертательная геометрия, скульптура. У нас есть три специализации: дизайн интерьера, дизайн костюма и дизайн среды. Я выбрала последнюю. Мне кажется, именно она открывает самые широкие возможности для творчества.

 
В институте тебе удалось попробовать себя непосредственно в профессии, в качестве дизайнера среды? Есть идеи, как украсить и разнообразить жизнь города?
 

На последней курсовой по проектированию перед нами стояла задача — придумать и построить скамейку. Каких только невероятных идей не возникло! Появилась скамейка, сделанная из винтиков часового механизма, в стиле поп-арта, в виде рыб. Лично мне хотелось не столько сразить оригинальностью замысла, как вписать его в окружающую среду. Я оттолкнулась от стилистики одного петербургского паба, интерьер которого, сделанный в английской манере, мне очень нравится. Перенесла здание этого паба в свой проект, а рядом, в том же стиле, спроектировала скамейку — из светлых металлических труб и белых досок. Продумала каждый винтик, каждое крепление, по соседству расположила урну, разбила клумбу. Получилась оригинальная композиция, вписанная в среду города.

 
Ты пробуешь себя в разных видах творчества: делаешь маски из папье-маше в венецианском стиле, рисуешь портреты по фото, составляешь цветочные композиции. Творчество — замечательно, но как превратить его в доходную и стабильную профессию? Почему заказчики должны выбирать именно тебя для воплощения своих проектов?
 

Я об этом постоянно думаю. В поисках ответа посещаю различные семинары, бизнес-школы, дизайн-студии. Присматриваюсь и как губка впитываю новые знания. С нетерпением жду, когда у нас в институте начнутся лекции по такому предмету, как «деловое общение», чтобы узнать, как работать с заказчиками, составлять договоры, в выгодном свете преподносить свой труд. Правда, понимаю: одного изучения теории недостаточно для успеха. Сейчас важно не только собирать и анализировать информацию, но и делать большое количество разнообразных авторских работ. В будущем это портфолио станет лучшей визитной карточкой и поможет стартовать в профессии. Планы у меня наполеоновские — вместе с командой единомышленников создать свою дизайн-студию. Но это через пару лет, после того, как закончу институт.

Елена Климашевская
журналист
18 февраля 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты