Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Спрос на гуманитарное образование будет расти

Зав.кафедрой стилистики русского языка и культуры речи НГЛУ им. Н.А. Добролюбова о том, зачем современному человеку гуманитарное образование и почему нужно постоянно совершенствовать родной язык.
Ирина Иваньшина
15 апреля 2015
18 апреля в Нижнем Новгороде пройдет акция «Тотальный диктант», которая с каждым годом собирает всё больше участников.  Наталия Вениаминовна Макшанцева, председатель экспертной комиссии проекта, рассказала о том, как «Тотальный диктант» помогает развивать грамотность в Нижнем Новгороде и зачем современному человеку гуманитарное образование.
Насколько сейчас популярно гуманитарное образование?

В прессе гуманитарное образование нередко подвергается критике. Объяснить, в частности, это можно тем, что сегодня мы сильно зависим от востребованности специалистов на рынке труда.  Если проанализировать ситуацию по городу, у нас в НГЛУ, в университете им. Н.И. Лобачевского,  в педагогическом университете им. К.Минина снижается количество бюджетных мест на гуманитарные специальности. Условия диктует рынок труда, а также родители, которые иногда выбирают за детей. Поэтому чиновники предлагают сократить прием на эти специальности, считая их не актуальными. И общество делает выводы об избыточности гуманитарного образования. 

По моему мнению, не существует ни экономического, ни социального образования без гуманитарной составляющей. Давайте представим специалиста, который написал бизнес-план. Для этого его знаний достаточно, но ему нужно обосновать  и продвинуть свой проект. Если специалист не может создавать текст и аргументировать свою точку зрения, то он не достигнет успеха. Я уже не говорю о более широком кругозоре, который тоже развивается благодаря гуманитарному образованию.  Кроме того, гуманитарное образование развивает духовность и культуру. И я думаю, что с учетом этих факторов спрос на него будет расти. 

В чем особенность гуманитарного образования?

Обычно со студентами, обсуждая какое-то понятие, мы начинаем с толкования слова. Откуда произошло слово «гуманитарный»? Это латинское слово, которое означает «человеческая природа, образованность, духовная культура».  В основе гуманитарного образования лежит широко понятый диалог. Читает ли человек текст, изобретает ли что-то новое, он должен быть в диалоге с мыслями, с изобретениями, которые существовали до него. Чтобы понять, какие инновации он вносит. 

Гуманитарное образование привязано к культуре, к духовности. Оно транслирует ценностный мир. Разве это не нужно современному человеку, который создает новое, использует инновационные технологии, делает открытия?  В этом смысле гуманитарное образование объединяет все сферы знания. 

Следует ли усиливать гуманитарную составляющую образования для технических специалистов?

Студенты негуманитарных специальностей не всегда могут грамотно оформить мысли. Если бы они хорошо знали русский и иностранный языки, то достигли бы больших высот. Например, в Высшей школе экономики существует программа “Фундаментальная и прикладная лингвистика”, где студенты получают профессию на стыке гуманитарного и технического знания. В учебный план технических специалистов нужно включать те дисциплины, которые формируют широкий кругозор: это обязательно философия, история, родной язык, иностранный язык, культура. 

Насколько актуально гуманитарное образование?

Цель гуманитарного образования — закладывать основы широкого мировоззрения, не ограниченного только картиной естественно-научного познания мира. И в том числе формировать инновационное мышление. Гуманитарное образование, помещенное в социокультурный аспект, позволяет приблизить образование в целом к запросам личности, ее психологии и нравственности. 

Раньше существовало общее культурное пространство, и в его рамках мы легко могли вступать в диалог. Если культурная фоновая база адресата активна, она обеспечивает правильное восприятие и понимание текста. Сегодня, к сожалению, цитатный диалог исчезает из жизни.

Сложно ли учиться студенту-филологу? В чем особенность обучения?

Я думаю, что студентам трудно, но интересно, поскольку обучение расширяет их кругозор и интеллект. Давайте посмотрим на студента-филолога в нашем вузе.  Кроме традиционных филологических дисциплин, большое внимание уделяется иностранному языку. В результате специалист овладевает русским и иностранным языками, познает русскую и зарубежную литературу, приобщается к курсу информационных технологий, необходимых для лингвистических исследований. Гуманитарное образование – это диалог между разными видами знаний. 

В каких сферах востребованы специалисты гуманитарного профиля?

Примерно 30-40 лет назад звучали известные споры физиков и лириков: зачем нужны филологи, если они не производят материальных ценностей? Но давайте сравним с сегодняшней ситуацией.

В первую очередь, филологи были преподавателями русского и иностранного языка в средней и высшей школе. Сегодня список филологический профессий стал значительно шире: переводчик, специалист по связям с общественностью (необходим в любой компании и структуре), референт, пресс-секретарь, копирайтер, спичрайтер и другие.  И даже менеджер – специальность, по всем определениям связанная с экономикой, – должен уметь эффективно общаться. То есть современная филология находится в фазе высокой степени востребованности. Специалисты, деятельность которых предполагают общение с людьми, должны обладать серьезной филологической  подготовкой. 

Зачем современному человеку важно знать и учить русский язык?

Во-первых, знать и учить его надо потому, что это родной язык. Переводчик не сможет перевести текст достойно, не зная русского языка. Русский язык — это основа межкультурной коммуникации.

В разговоре о языке важно затронуть тему грамотности.  Цицерон впервые ввел в употребление это слово. Он называл грамотным образованного человека. Грамотность нужна любому и в любую эпоху, и особенно в эпоху информационных технологий.

Во-первых, чтобы найти достойную работу, очень часто нужно грамотно писать и говорить. Во-вторых, поскольку одна из основных функций языка — это общение, то  грамотность является условием эффективной коммуникации. А это  путь к пониманию и живому диалогу. 

Когда мы развиваем грамотность, читаем, пишем, заучиваем наизусть, мы развиваем мышление, память, логику и так далее. Кроме того, вместе с грамотностью человек осваивает родную культуру, устанавливает диалог с прошлым и настоящим. Грамотность — это показатель общей культуры человека. 

На занятиях я пытаюсь использовать интерактивные технологии и  вступить со студентами в  диалог. Закончив школу или гуманитарную профильную гимназию, многие из студентов боятся неправильно произнести слово или фразу. Но есть отрадное явление. Например, в Москве создана орфографическая полиция, состоящая из учителей и учеников. Они находят ошибки в объявлениях на улицах, в рекламе и сразу исправляют их. Самый серьезный случай — памятник на Поклонной горе, где к исправлению ошибок необходимо было привлечь и административный ресурс («Пропавшим безвести…» было заменено на правильный вариант - «Пропавшим без вести…»). Согласно мнению французского теоретика Ж. Деррида, мир можно рассматривать, как текст. Тогда исправляя мелкие ошибки и изменяя текст, мы меняем мир.

Культура речи — это не просто дисциплина в учебном плане, это насущная потребность нашего общества.  Развитие грамотности и  культуры  должно быть свойственно любому думающему человеку. Любые инициативы по повышению уровня грамотности, которые возникают в обществе, должны приветствоваться. В этом смысле «Тотальный диктант» — уникальное явление, когда люди добровольно приходят, чтобы приобщиться к грамотности.

Как проект «Тотальный диктант» появился в Нижнем Новгороде?

Инициаторами проведения Тотального диктанта в Нижнем Новгороде были студенты переводческого факультета НГЛУ. В 2011 году они подробно узнали об этом проекте, попросили поддержать их инициативу. Конечно, мы согласились. И дальше число писавших «Тотальный диктант» в Нижнем Новгороде с каждым годом увеличивалось: 150, 340,  700. В 2014 году мы едва смогли уместить всех желающих. Основная площадка проведения — это наш университет. В этом году будут организованы дополнительные площадки: в Высшей школе экономики, на филологическом факультете ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 

Проверить свою грамотность приходят люди разных возрастов и профессий. В прошлом году самой юной участницей была восьмилетняя школьница. Когда она вышла из аудитории, я спросила, трудно ли ей было. Ответила, что нет, только очень устала рука. 

Много пенсионеров. В прошлом году мне запомнился один случай. На диктант пришла женщина, которая проживала в Тагиле в 70-х годах, то есть в тех местах, о которых шла речь в тексте Алексея Иванова. Она подошла после диктанта и поделилась впечатлениями. воспоминаниями о родных местах, где прошла часть ее жизни. Мы решили выдать ей грамоту от нашего университета «За безупречную орфографическую грамотность и любовь к русскому языку  и патриотизм». 

Расскажите о подготовительных курсах к «Тотальному диктанту», которые проходят на базе НГЛУ?

Идея проведения курсов по подготовке к «Тотальному диктанту» также родилась в 2011 году.  Во время подготовки все желающие могут задать любые вопросы, устранить свои сомнения, вспомнить правила. Орфографические ошибки в текстах, как правило, можно прокомментировать однозначно, а вот в пунктуации есть много вопросов, авторских знаков. 

Из Новосибирска нам присылают тексты, которые мы пишем на курсах. В этом году текст для диктанта подготовил писатель Евгений Водолазкин. На последних 3 занятиях использованы фрагменты его произведений. Публика самая разнообразная: бизнесмены, школьники, студенты, пенсионеры, среди них люди, которые когда-то преподавали русский язык. И пока слышны только слова благодарности. 

Мы очень ответственно подходим к проверке диктантов. В прошлом году было более 800 работ, и на проверку потребовалось 5-6 дней. После вручения дипломов было так много желающих получить комментарии по своим диктантам, что преподаватели еще два с половиной часа обсуждали с участниками ошибки. Это и есть самое главное: всех объединила любовь к великому и могучему родному русскому языку.

Что делать современному человеку, чтобы развивать язык и грамотность?

Прежде всего больше читать. Чтение, понимание, диалог с текстами, другими эпохами развивают грамотность, культуру и духовность человека. Советую почаще обращаться к словарям, особенно людям, связанным с печатным словом и выступающим публично. Правильно употреблять заимствованные слова, не искажая их значение и форму. 

Заимствование иностранных слов — это современная тенденция русского языка, и нам никуда от этого не деться. Мы не можем запретить прогресс и тягу к новому. Но если есть русский эквивалент, нужно стремиться употребить его. И приобщайтесь к  акции “Тотальный диктант”, это действительно помогает развить культуру грамотного письма.

Ирина Иваньшина
15 апреля 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты